Talk сказать:
почему диджеи на радио говорят то, что говорят

Теги: #Аудио
Главная / Блог / Talk сказать: почему диджеи на радио говорят то, что говорят

Диджей на музыкальной радиостанции — все еще очень востребованная творческая профессия, хотя творчества в ней сегодня почти не осталось. Что и почему изменилось — делится опытом и немного сожалеет Владимир ТРЕПИТОВ.

Капитан диджей

Считается, что первым радиодиджеем был основатель пиратского Radio Caroline Томас Лодж. Есть и ещё варианты, например американский журналист Мартин Блок, но он, скорее, первый работник радио, которого в 1935-ом назвали диджеем (авторство самого термина приписывают великому американскому газетному сплетнику Уолтору Уинчелу, который вошёл в историю за публичные выступления против Гитлера, когда так делать было ещё не принято). У канадского инженера Реджинальда Фессендена тоже есть заслуги перед профессией: в 1906 году, ещё прежде чем появились первые радиостанции, он транслировал на несколько кораблей в Атлантике чтение библии, пение и игру на скрипке.

Мартин Блок первым стал зарабатывать на проигрывании в радиоэфире музыкальных пластинок
Мартин Блок первым стал зарабатывать на проигрывании в радиоэфире музыкальных пластинок

Но Лодж, конечно, по-настоящему первый, если считать, что диджей — это тот, кто ставит музыку и что-то говорит в микрофон. Вместе с несколькими хиппи он в 1964-ом купил, а может, и угнал, рыбацкую шхуну, установил на мачту передатчик и, выйдя в нейтральные воды, начал вещать на Британские острова, конечно, не платя налоги и не подчиняясь сухопутному праву.

Том Лодж был диджеем на первой офшорной пиратской радиостанции в Великобритании
Том Лодж был диджеем на первой офшорной пиратской радиостанции в Великобритании
Историю создания Radio Caroline Том Лодж описал в книге «Корабль, который покачнул мир» (2011)
Историю создания Radio Caroline Том Лодж описал в книге «Корабль, который покачнул мир» (2011)

Именно Лодж и его коллеги, кроме радиопиратства, изобрели, или, скорее, «наговорили», жанр, который сегодня принято называть dj-talk, а правильнее — rj-talk (где «r» — радио), потому что радиоведущий не играет музыку, а ставит её, да и не так важна здесь музыка, как слова. Эти слова ведущего — и есть rj-talk, или подводка.

«Бешеные собаки»

Семь утра в столице — новости — песня, песня, песня — прогноз погоды — рекламный блок — песня, песня, песня — рекламный блок — пробки. Ну и так далее. С 1964-го практически ничего не изменилось — послушайте любую современную музыкальную радиостанцию. А задача диджеев, которых один из героев величайшего фильма о радио «Части тела» называл «бешеными собаками», — связывать все эти элементы. Хронометраж выхода — от 20 до 30 секунд. Пять-шесть раз в час. И на конкретной минуте, чаще всего перед рекламным блоком, чтобы удержать аудиторию.

Говард Стерн сыграл в «Частях тела» самого себя — автора и ведущего самых рейтинговых радиошоу своего времени
Говард Стерн сыграл в «Частях тела» самого себя — автора и ведущего самых рейтинговых радиошоу своего времени

Удержать — главное слово. Если человеку нечего сказать или он с трудом связывает слова в предложения, согласитесь, вряд ли ему быть душой компании. С диджеями так же. «Не включай микрофон, если нечего сказать», — Юрий Аксюта, которого в профессиональном сообществе, без особого энтузиазма, но признают первым российским диджеем (просто за факт), в одном из своих интервью сказал, что это главное, чему он научился у французов — тех самых, что открыли первую в России fm-станцию «Европа Плюс» и сделали Аксюту первым диджеем.

20-секундный театр

Идеальный rj-talk — это реплика в диалоге. Понятно, что реального диалога может и не быть, но у слушателя должно быть ощущение, что всё, сказанное диджеем, сказано для него и ему. Сделать такую подводку сложно. Каждый выход в эфир — это такой микроскопический театр у микрофона на 20 секунд. А лучше — продолжение жизни ведущего. Она, конечно, допридумана и улучшена, но все равно там должно быть слышно живого человека.

В идеале каждый радиодиджей — немного актер, который делится со слушателями своими эмоциями
В идеале каждый радиодиджей — немного актер, который делится со слушателями своими эмоциями

Если сказанное в приёмнике заставило вас перестать думать о своём или даже улыбнуться, значит, rj-talk удался. Но сейчас таких почти нет. Жанр, в котором и так очень много формального, всё больше формализуется: темп, интонации, уровень эмоциональности, перечень тем, обращение к слушателю, лексика — все унифицируется. Подводка превращается в конструктор, диджей просто меняет местами элементы. Жизнь остаётся только в блоках, где работают ведущие эфира, вроде Стиллавина и Комолова, но это уже другая профессия.

Люди-джинглы

Есть условно каноническая классификация радиодиджеев. На радио вообще всё, что касается методологии — условность. Первым практически ничего не позволено говорить в эфире: время, приветствие, название радиостанции, ну и анонс треков. Вторые могут добавлять найденную и отредактированную «под ухо» информацию: чаще всего это новости шоу-бизнеса, обычно об исполнителе из плейлиста. Третьим позволено шутить, а точнее, им разрешено личное мнение. Это топ-уровень, они своего рода люди-суббренды радиостанции: считается, что эфир слушают не из-за эфира, а из-за них.

Сейчас же большая часть радиостанций работает в обезличенном, так называемом европейском формате. Ведущий там не «бешеная собака», что, кстати, вполне себе комплимент, но и не душа эфира — скорее, элемент его оформления. Человек-джингл. Симулякр-мотиватор. Очень близкий по функционалу к голосовому помощнику слушателя. Это не грустно и не плохо, это легко усваиваемый и продаваемый продукт. Послушайте музыкальные российские радиостанции из первой пятёрки: отличный эфир, где все элементы, от заставки новостей до темпа речи ведущего, сотканы в единую звуковую ткань. Такое радио можно слушать часами. Не потому что нравится музыка, а потому, что не отвлекает.

Сегодня работа диджея на радио все чаще чистая, точная, но без души
Сегодня работа диджея на радио все чаще чистая, точная, но без души

Музыкальное радио, которое задумывалось как собеседник, уходит всё глубже в фон. Возможно, это ещё и следствие увеличения числа разговорных станций — поле смыслов заняли они. И хотя аудитория музыкальных станций суммарно не уменьшается, поговорить там уже не с кем. Видимо, люди, которые делают радио, слишком буквально стали воспринимать слово «формат». Есть ещё и боязнь потерять аудиторию — ведь то, что выбивается из усреднённого звукового потока, может быть не принято. А музыкальное радио в выбранном сегменте должно быть понятным и нравиться всем, причем как можно дольше в течение дня.

Неизвестно, когда точно музыкальное радио перестало общаться с человеком, но сейчас это очевидно односторонний процесс: трансляция жизнерадостности, усредненного лайф-стайла. Человек не ищет человека, человека нашёл продукт. С другой стороны, и Лодж в конце концов устроился на BBC...

Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru
Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.

Автор:
Владимир Трепитов
Главная / Блог / Talk сказать: почему диджеи на радио говорят то, что говорят
Голос
Вашей
Политики
Давайте начнем проект,
который всем запомнится который заработает кучу денег который войдет в учебники
8 800 700-46-52
start@audio-reclama.ru
Аудио-Реклама.ru. Все права защищены. © 2010-2024
ООО «Лама Медиа» ИНН 5262296876
ИП Табаков И.В. ИНН 526017922508
Цены на сайте носят информационный характер и не являются публичной офертой.